Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Большеелховская детская школа искусств»

Адрес: 431503, Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Большая Елховка, ул. Фабричная 58
Телефон: 8 (834-41)-3-00-47
Эл. почта: prokin_vit@mail.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Большеелховская детская школа искусств»

431503, Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Большая Елховка, ул. Фабричная 58

Телефон

8 (834-41)-3-00-47

Эл. почта sch.iskuss.belhov@e-mordovia.ru

Педагогический опыт Кривобатовой Г.И.

1 февраля 2023 г.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РМ

 

Обобщение педагогического опыта на тему:

«Роль коллективного музицирования в решении проблем начального этапа обучения игре на скрипке»

 

Опыт представил: преподаватель по классу скрипка

Кривобатова Галина Ивановна

 

 

 

Актуальность и перспективность опыта

            Практическая значимость моего педагогического опыта заключается в обновлении образовательных средств и усовершенствование образовательного процесса, направленных на значимость коллективного музицирования в решении проблем начального этапа обучения игре на скрипке в ДШИ/ДМШ.

Начальную педагогическую подготовку я пулучила  в Саранском Государственном музыкальном училище им. Л.П. Кирюкова по специальности «Скрипка»(1986г.).  Также в 1995 году окончила Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева по специальности «Педагогика и психология». Общий стаж работы 37 лет. Стаж педагогической работы по данной специальности 25 лет. Основное место работы МБУ ДО «Большеелховская ДШИ» Лямбирского муниципального района. Занимаемая должность: преподаватель по классу скрипки.

            Скрипка — один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, с чарующим певучим тембром очень похожим на человеческий голос. В то же время весьма выразительный и виртуозный, требующий точной настройки и  интонации. Неслучайно именно скрипке отдана  роль «королевы оркестра».

            Благодаря разнообразному тембру, скрипку используют для передачи различных настроений и характеров. В современном симфоническом оркестре эти инструменты занимают почти треть состава. Этот музыкальный инструмент прекрасно звучит и в камерных ансамблях, и в сольном исполнении. Скрипка легко гармонирует с духовыми инструментами, фортепиано и другими струнными.

 

 Условия формирования опыта.

Обучение игре на скрипке – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только скрипичное, но и общее музыкальное развитие учащихся. В настоящие время в системе музыкального образования наблюдается постепенная переориентация от профессионализации начального музыкального обучения к массовому образованию. Мы сегодня призваны обучать практически всех желающих детей, не зависимо от их природных данных. Поэтому особую актуальность приобретает проблема комплексного и всестороннего развития каждого ребенка средствами музыки.

Охватывая значительный пласт детей, мы сталкиваемся с многочисленными трудностями. Это наличие у учащихся психологических комплексов, проблема со здоровьем, нестабильность контингента, а так же социальные и возрастные особенности развития детей. И наша задача учить всех, так, чтобы для каждого ребенка, вне зависимости от его природных данных и возможностей, обучение приносило радость и удовольствие. Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле.

            Изучая и используя на практике различные методики, систематизируя собственные наблюдения, я пришла к выводу, что коллективное музицирование играет важнейшую роль в решении проблем начального этапа обучения. К ним относятся:

1) Пополнение и сохранение контингента в классе скрипки.

2) Формирование устойчивого интереса к обучению.

3) Развитие личностных и коммуникативных  качеств обучающихся.

Ансамблевая деятельность наиболее привлекательна для детей всех возрастов. В этой форме обучения заключен огромный потенциал для профессионального, творческого и личностного развития ребенка. Этим они занимаются с большим удовольствием и воодушевлением. А учебный процесс, который строится на интересе, стимулирует желание работать, преодолевать трудности, формирует волевые качества. Устойчивый интерес к занятиям позволяет эффективно решать узкотехнические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей.

В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально – психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле  учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно – коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.

Ансамбль как форма обучения незаменима и для создания положительной мотивации к музыкальной деятельности. Не секрет, что совместное музицирование вызывает у детей неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Поэтому ансамблевое музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Можно сказать, что ансамбль обладает еще и большим стимулирующим эффектом. Это положение особенно актуально для учащихся,  как младших, так и старших классов. В младших классах  у детей еще недостаточно развиты музыкально – технические навыки для сольного музицирования. Поэтому участие в концертных ансамблевых выступлениях является одним из мощнейших стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению. В подростковом возрасте актуальность ансамблевого музицирования объясняется острой потребностью этих детей к общению (прежде всего со сверстниками). Все эти особенности делают восприимчивыми к коллективному музицированию детей самого разного возраста.

Учитывая современные требования к образованию и все перечисленные достоинства ансамблевого музицирования , я взяла за основу своего педагогического опыта именно эту тему. Я предположила, что ансамбль может стать наиболее эффективной развивающей формой обучения. Наличие ансамбля не отменяет индивидуальных занятий по специальности. Но занимаясь в ансамбле, ребенок уже по-другому начинает заниматься и на индивидуальных занятиях.

Актуальность опыта состоит в следующем:

1. Рассматриваются возможности скрипичного ансамбля как коллективной формы музицирования для решения проблем социализации, коммуникации ребенка;

2. Данный опыт предлагает  использование здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального обучения;

3. Ансамбль понимается, прежде всего, как форма «обучения», основа для развития творческого начала в ребенке, что тоже можно считать важнейшей и актуальной составляющей.

Цель – использование ансамбля как формы эффективного развивающего обучения, активизирующей музыкальные способности и музыкальное мышление детей, повышение интереса к музыкальным занятиям, превращение обучения в увлечение.

Задачи:

Образовательные (обучающие):

-выработать у детей навыки игры в ансамбле;

- формировать   у   обучающихся   комплекс   исполнительских   навыков,

необходимых для ансамблевого музицирования;

-обучать грамотному прочтению нотного текста;

-приобщать к музыкальной культуре, постигая широкий круг художественных

  образов, стилей, жанров.    

- обучать  навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с

листа в ансамбле;

- формировать у обучающихся опыт творческой деятельности и публичных

выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

Развивающие:

-развивать все виды музыкального слуха, чувство ритма, память;

-формировать объёмное музыкальное мышление;

-стимулировать развитие эмоциональности;

- развивать чувство ансамбля (чувство партнерства при игре в ансамбле),

артистизма и музыкальности;

Воспитательные:

-стимулировать в детях доброжелательность, терпимость друг к другу, коммуникативность;

-способствовать проявлению творческой активности, силы воли, умения дисциплинировать себя на публичных выступлениях;

-создать мотивацию к обучению.

Методические:

-рассмотреть методы преодоления технических и художественных задач совместного исполнительства;

-выделить профессиональные навыки, которые формируются у учащихся, в процессе ансамблевого музицирования.

В связи с выше перечисленными задачами и целью я полагаю, что эффективность подготовки учащихся на занятиях скрипичным ансамблем будет достигнута, если:

1. Обеспечить условия для совместного исполнительства учащихся, то можно повысить эффективность воздействия музыки в целом;

2. Поддерживать устойчивый интерес к занятиям путем создания психологически комфортных условий во время сотрудничества педагога и учащегося;

3. Применять в работе обновленный репертуар, что будет способствовать профессиональному развитию;

4.Развивать самостоятельность учащихся на основе комплексного подхода в процессе работы над произведением.

Психологи, говоря о преимуществе группового обучения, отмечают следующие позитивные моменты:

  • Растет объём усваиваемого материала и глубина понимания;
  • Растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
  • Снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
  • Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе.

Мои занятия  с ансамблем начинаются с составления дуэтов или групп. При подборе пар в ансамбль я сталкивалась с конфронтационными настроениями своих учеников, где каждый претендует  на лидерство, на доминирующую роль в дуэте. Поэтому, при комплектации ребят я учитываю характер, вкус, интересы ребят, а так же уровень развития и, конечно, степень овладения инструментом. Несомненно, все это способствует формированию у членов коллектива сходных черт творческого облика. Необходимо заметить, что мы нередко видим такую общность у учащихся различных классов, и порой не находим ее у учащихся одного класса. Поэтому, организуя ансамбль, надо руководствоваться индивидуальными качествами каждого ученика, которые дополняли бы друг друга.

Совместные выступления в ансамбле создают более спокойную и психологически благоприятную ситуацию для каждого из участников ансамбля, нежели исполнение сольно. Снижается уровень напряжения, вызванный опасениями допустить ошибку,  забыть текст. Детям с хрупкой психикой игра в ансамбле открывает в некоторых случаях едва ли не единственный путь к концертно-исполнительской практике. Успехи в игре придают им силы, помогают справиться с разного рода «комплексами».

 

 Теоретическая база опыта

Игра в  ансамбле ориентирована  на совместное творческое достижение художественного результата и важна в общеразвивающем, воспитательном, этическом аспектах.

Именно этот вопрос привел меня к изучению ансамбля как одной из эффективных  форм обучения.

Для того чтобы процесс развития учеников сделать интенсивным, я использую  репертуар, который опирается на принципы доступности и посильности, интереса, художественной и педагогической значимости, стилистического разнообразия. Содержание намеченных произведений должно быть доступно  пониманию ребёнка.

При работе над ансамблевыми произведениями у учащихся развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и другую партию, а также звучание всей  музыкальной ткани произведения; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиниться его воле; активизируется фантазия и творческое начало; повышается чувство ответственности за качественное исполнение своей партии.

Репертуар скрипичных ансамблей достаточно объёмен. Ученик имеет возможность ознакомиться с музыкальными примерами из симфоний, опер, балетов, изучить многообразие народной музыки. В настоящее время появилось много ансамблевых переложений музыки из кинофильмов, мультфильмов, джазовых произведений, которые вызывают большой интерес у ребят.

Занятия в ансамбле способствуют развитию всего комплекса профессиональных музыкально – исполнительских способностей. Развивается музыкальный слух: мелодический, гармонический,  полифонический, динамический, тембровый; музыкальное мышление,  музыкальная память,  чувство ритма,  творческое воображение.

 

 Технология опыта.  

          В нашей школе существуют два ансамбля – старший и младший. В состав младшего ансамбля входят учащиеся 2-4 классов, в состав ансамбля старших классов – 5-7 классов. Одно из важнейших требований ансамблевой игры – учет индивидуальных особенностей  и уровня технической подготовки каждого учащегося при комплектовании составов ансамблей.  Некоторые ученики 5-го класса могут остаться в составе младшего ансамбля, а ученики 4-го класса – переходить в ансамбль скрипачей старших классов. Но это, конечно, происходит в редких случаях. Таким ученикам (особенно тем, которые остаются в младшем ансамбле) нужно объяснить такую ситуацию очень тактично, чтобы у ученика не пропало желание посещать уроки ансамбля. 

          Совместное исполнение в ансамбле требует одинакового понимания идейно-художественного замысла и стилистических особенностей произведения: единых – темпа, динамики, принципа выполнения штрихов, интонации.

 Начинать работу в классе ансамбля скрипачей целесообразно с произведений классического репертуара. Для работы следует подбирать произведения различной трудности, соответствующие разному уровню подготовки учащихся.

В целях расширения кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомить учащихся с  большим числом произведений, не доводя при этом их исполнение до того уровня, который требуется при выступлении.

            По существующей традиции все участники ансамбля играют наизусть.

          Участники ансамбля должны уметь определять роль и значение исполняемой партии. Инерция солировать, нередко присущая начинающему ансамблисту, замыкает его в пределах собственной партии и затрудняет охват произведения в целом. Процесс ансамблевого исполнения требует постоянной взаимной координации, которая тесно связана с основами совместного музицирования: ритмической устойчивостью и согласованностью, динамическим равновесием, единством фразировки.

              На занятиях по  ансамблю еще большее значение, чем в сольном исполнительстве, имеют также необходимые качества, как «личная» ритмическая дисциплина, умение правильно и точно читать и воспроизводить нотный текст.

               Следует обращать внимание учащихся на необходимость точного выполнения указаний в тексте в отношениях темпа, нюансировки, штрихов, пауз и т.д. Большие трудности в ансамблевой работе часто связаны с отсутствием ритмической дисциплины,  выражающейся прежде всего в колебаниях темпа. Отклонения от темпа обычно наблюдаются:

  • при изменении динамики (так, f и crescendo вызывают ускорение, p и diminuendo – замедление);
  • при смене построений с различным характером музыки (оживленные фрагменты нередко исполняются быстрее; напевные, лирические – медленнее);
  • при переходе от одного ритмического рисунка к другому (смене более крупных длительностей мелкими, например, восьмых шестнадцатыми, часто сопутствует ускорение, наоборот же – мелких длительностей более крупными – замедление);
  • при неточном выдерживании паузы или нот большой длительности (целые и половинные);
  • при исполнении пунктирного ритма;
  • при недостаточности исполнения залигованных нот, из которых вторая часто передерживается.

       Трудными для исполнения являются фрагменты произведений, где выдержан одинаковый ритмический рисунок в обеих (или нескольких) партиях. Чтобы сохранить единое движение, здесь требуется особое взаимное внимание.

       При различном ритмическом рисунке в целях большой ритмической устойчивости следует ориентироваться на партию с более мелкими длительностями. Это дает возможность сыграть их ровно, «не комкая». Кроме того, такая ориентировка сообщает определенную устойчивость и другой партии.

        Очень важно развивать у участников ансамбля умение вместе и точно начать произведение. Вступление должен показывать один из исполнителей легким движением головы или туловища. Если произведение начинается с сильной доли, то жестом показывают затакт, если со слабой, - то отмечают сильную долю. Показ вступления обязательно должен быть в темпе исполняемого произведения. Умение ясно и четко показать вступление проявляется не сразу и требует соответствующей тренировки. Поначалу, перед показом вступления рекомендуется мысленно отсчитывать пустой такт. Показ вступления необходим не только в начале произведения, но также после пауз и в особенности после фермат.

         При разновременном вступлении также возможны неточности. Учащиеся часто, не реагируют на уже установившийся темп, вступают в «своем», несколько ином темпе, поэтому необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время пауз не теряли единого движения.

        Вопрос динамического равновесия является одним из важных в работе с ансамблем. С первых же уроков следует обращать внимание на согласование силы звучания с тем, чтобы достаточно ясно слышны были все партии.

        Необходимо, чтобы каждый из участников ансамбля ясно представлял себе место и значение исполняемой им партии в данном конкретном эпизоде. В зависимости от роли и значения партии возникают и различные «планы» исполнения. Первый план – основной, ведущий материал; второй план – подчиненный, сопровождающий. Первый план должен быть ярким, рельефным, а  второй – более мягким, сдержанным.

        Однако нельзя примириться и с примитивным толкованием различных планов исполнения, т.к. каждый план может воплощать самые различные традиции. Следует также помнить о том, что звучание всех планов ансамбля взаимосвязано и требует равновесия и слитности.

       Одним из обязательных условий ансамблевого исполнения является единство фразировки и штрихов. Но это условие не всегда выполняется начинающими ансамблистами: нередко один и тот же мотив или фраза исполняется партерами по-разному (например, штрих «стаккато» может выполняться одновременно остро и мягко, окончание лиг может быть различным и т.д.).

        Единство фразировки должно сохраняться не только при параллельном проведении, но также и « на расстоянии», при поочередном проведении одного и того же материала.

        В работе ансамбля необходимо тщательным образом согласовывать штрихи:  у струнных инструментов движение смычка вверх или вниз, характер звукоизвлечения и т.д. Не менее важным является согласование штрихов между струнными инструментами и фортепиано.

       Требования ритмической согласованности, динамического равновесия, единства фразировки должны служить надежным первичным критерием при оценке успехов начинающих ансамблистов, так как без этих основных и специфических моментов ансамблевого исполнительства немыслим полноценный ансамбль.

        В целях достижения наиболее высоких результатов работы необходимо предусматривать время для самостоятельных занятий  групп ансамбля.

          Огромное значение в формировании звукообразных представлений начинающих скрипачей имеют унисоны, а в формировании комплекса важных профессиональных качеств -  чувство ансамбля, единство штрихов, фразировки, артикуляции, точности ритма. Такие ансамбли необходимы самым маленьким скрипачам, начинающим. Унисоны очень полезны, т.к. готовят учащихся к исполнению партии в большом скрипичном ансамбле.

Методы работы с ансамблем всегда связаны с уровнем подготовки самих участников. В повседневной работе необходимо помнить о главных принципах:

 - принцип постоянного  сочетания  индивидуальных и коллективных  занятий.

 - принцип взаимосвязи развития сольного и ансамблевого  мастерства скрипача.

 - принцип сохранения и развития индивидуальности исполнителя в коллективном музыкальном творчестве.

 Все формы занятий (индивидуальные и коллективные) применяются системно.

Это значит, что нужно стремиться задействовать в работе с учащимися все виды индивидуальных, групповых, коллективных занятий.

Важное  значение  имеет репертуар. Изучение учащимися художественного исполнительского репертуара ведется на основе разнообразной скрипичной литературы, русской, отечественной, зарубежной, классической и современной, а так же обработки народной музыки. Музыкальные произведения должны обладать разнообразными по стилю, жанру, форме, обладать художественными достоинствами.

 

Результативность опыта.

 Образовательным результатом  моего педагогического опыта считаю:

1. Формирование положительной мотивации к предмету.

2. Увеличение доли детей с достаточно высоким уровнем владения инструментом.

3. Активная концертная и конкурсная деятельность.

 

Я пришла к выводу, что ансамблевое музицирование в классе скрипки – это не только одна из форм сотрудничества, которая приносит ни с чем несравнимую радость совместного творчества, но и такая форма деятельности, которая способствует реализации принципов эффективного развивающего обучения. На сегодняшний день ансамблевое музицирование заметно развивается. Ежегодно проводятся региональные, всероссийские и международные фестивали и конкурсы. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей, прививают вкус и интерес. Безусловно, игра в ансамбле мотивирует учащихся моего класса принимать участие в концертах струнного отделения и Отчетных концертах школы , а так же быть участниками муниципальных, зональных и всероссийских конкурсов.

Систематическая, планомерная, и целенаправленная работа по развитию творческой активности учащихся в этом направлении способствует повышению уровня музыкальности детей, а так же развивает высшие психические функции и способствует формированию активного, позитивного, тонко чувствующего и неравнодушного человека, готового к сотрудничеству и творческой деятельности.