МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РМ
Обобщение педагогического опыта на тему:
«Роль коллективного музицирования в решении проблем начального этапа обучения игре на скрипке»
Опыт представил: преподаватель по классу скрипка
Кривобатова Галина Ивановна
Актуальность и перспективность опыта
Практическая значимость моего педагогического опыта заключается в обновлении образовательных средств и усовершенствование образовательного процесса, направленных на значимость коллективного музицирования в решении проблем начального этапа обучения игре на скрипке в ДШИ/ДМШ.
Начальную педагогическую подготовку я пулучила в Саранском Государственном музыкальном училище им. Л.П. Кирюкова по специальности «Скрипка»(1986г.). Также в 1995 году окончила Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева по специальности «Педагогика и психология». Общий стаж работы 37 лет. Стаж педагогической работы по данной специальности 25 лет. Основное место работы МБУ ДО «Большеелховская ДШИ» Лямбирского муниципального района. Занимаемая должность: преподаватель по классу скрипки.
Скрипка — один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, с чарующим певучим тембром очень похожим на человеческий голос. В то же время весьма выразительный и виртуозный, требующий точной настройки и интонации. Неслучайно именно скрипке отдана роль «королевы оркестра».
Благодаря разнообразному тембру, скрипку используют для передачи различных настроений и характеров. В современном симфоническом оркестре эти инструменты занимают почти треть состава. Этот музыкальный инструмент прекрасно звучит и в камерных ансамблях, и в сольном исполнении. Скрипка легко гармонирует с духовыми инструментами, фортепиано и другими струнными.
Условия формирования опыта.
Обучение игре на скрипке – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только скрипичное, но и общее музыкальное развитие учащихся. В настоящие время в системе музыкального образования наблюдается постепенная переориентация от профессионализации начального музыкального обучения к массовому образованию. Мы сегодня призваны обучать практически всех желающих детей, не зависимо от их природных данных. Поэтому особую актуальность приобретает проблема комплексного и всестороннего развития каждого ребенка средствами музыки.
Охватывая значительный пласт детей, мы сталкиваемся с многочисленными трудностями. Это наличие у учащихся психологических комплексов, проблема со здоровьем, нестабильность контингента, а так же социальные и возрастные особенности развития детей. И наша задача учить всех, так, чтобы для каждого ребенка, вне зависимости от его природных данных и возможностей, обучение приносило радость и удовольствие. Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле.
Изучая и используя на практике различные методики, систематизируя собственные наблюдения, я пришла к выводу, что коллективное музицирование играет важнейшую роль в решении проблем начального этапа обучения. К ним относятся:
1) Пополнение и сохранение контингента в классе скрипки.
2) Формирование устойчивого интереса к обучению.
3) Развитие личностных и коммуникативных качеств обучающихся.
Ансамблевая деятельность наиболее привлекательна для детей всех возрастов. В этой форме обучения заключен огромный потенциал для профессионального, творческого и личностного развития ребенка. Этим они занимаются с большим удовольствием и воодушевлением. А учебный процесс, который строится на интересе, стимулирует желание работать, преодолевать трудности, формирует волевые качества. Устойчивый интерес к занятиям позволяет эффективно решать узкотехнические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей.
В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально – психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно – коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.
Ансамбль как форма обучения незаменима и для создания положительной мотивации к музыкальной деятельности. Не секрет, что совместное музицирование вызывает у детей неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Поэтому ансамблевое музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Можно сказать, что ансамбль обладает еще и большим стимулирующим эффектом. Это положение особенно актуально для учащихся, как младших, так и старших классов. В младших классах у детей еще недостаточно развиты музыкально – технические навыки для сольного музицирования. Поэтому участие в концертных ансамблевых выступлениях является одним из мощнейших стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению. В подростковом возрасте актуальность ансамблевого музицирования объясняется острой потребностью этих детей к общению (прежде всего со сверстниками). Все эти особенности делают восприимчивыми к коллективному музицированию детей самого разного возраста.
Учитывая современные требования к образованию и все перечисленные достоинства ансамблевого музицирования , я взяла за основу своего педагогического опыта именно эту тему. Я предположила, что ансамбль может стать наиболее эффективной развивающей формой обучения. Наличие ансамбля не отменяет индивидуальных занятий по специальности. Но занимаясь в ансамбле, ребенок уже по-другому начинает заниматься и на индивидуальных занятиях.
Актуальность опыта состоит в следующем:
1. Рассматриваются возможности скрипичного ансамбля как коллективной формы музицирования для решения проблем социализации, коммуникации ребенка;
2. Данный опыт предлагает использование здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального обучения;
3. Ансамбль понимается, прежде всего, как форма «обучения», основа для развития творческого начала в ребенке, что тоже можно считать важнейшей и актуальной составляющей.
Цель – использование ансамбля как формы эффективного развивающего обучения, активизирующей музыкальные способности и музыкальное мышление детей, повышение интереса к музыкальным занятиям, превращение обучения в увлечение.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
-выработать у детей навыки игры в ансамбле;
- формировать у обучающихся комплекс исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
-обучать грамотному прочтению нотного текста;
-приобщать к музыкальной культуре, постигая широкий круг художественных
образов, стилей, жанров.
- обучать навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
листа в ансамбле;
- формировать у обучающихся опыт творческой деятельности и публичных
выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
Развивающие:
-развивать все виды музыкального слуха, чувство ритма, память;
-формировать объёмное музыкальное мышление;
-стимулировать развитие эмоциональности;
- развивать чувство ансамбля (чувство партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
Воспитательные:
-стимулировать в детях доброжелательность, терпимость друг к другу, коммуникативность;
-способствовать проявлению творческой активности, силы воли, умения дисциплинировать себя на публичных выступлениях;
-создать мотивацию к обучению.
Методические:
-рассмотреть методы преодоления технических и художественных задач совместного исполнительства;
-выделить профессиональные навыки, которые формируются у учащихся, в процессе ансамблевого музицирования.
В связи с выше перечисленными задачами и целью я полагаю, что эффективность подготовки учащихся на занятиях скрипичным ансамблем будет достигнута, если:
1. Обеспечить условия для совместного исполнительства учащихся, то можно повысить эффективность воздействия музыки в целом;
2. Поддерживать устойчивый интерес к занятиям путем создания психологически комфортных условий во время сотрудничества педагога и учащегося;
3. Применять в работе обновленный репертуар, что будет способствовать профессиональному развитию;
4.Развивать самостоятельность учащихся на основе комплексного подхода в процессе работы над произведением.
Психологи, говоря о преимуществе группового обучения, отмечают следующие позитивные моменты:
- Растет объём усваиваемого материала и глубина понимания;
- Растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
- Снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
- Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе.
Мои занятия с ансамблем начинаются с составления дуэтов или групп. При подборе пар в ансамбль я сталкивалась с конфронтационными настроениями своих учеников, где каждый претендует на лидерство, на доминирующую роль в дуэте. Поэтому, при комплектации ребят я учитываю характер, вкус, интересы ребят, а так же уровень развития и, конечно, степень овладения инструментом. Несомненно, все это способствует формированию у членов коллектива сходных черт творческого облика. Необходимо заметить, что мы нередко видим такую общность у учащихся различных классов, и порой не находим ее у учащихся одного класса. Поэтому, организуя ансамбль, надо руководствоваться индивидуальными качествами каждого ученика, которые дополняли бы друг друга.
Совместные выступления в ансамбле создают более спокойную и психологически благоприятную ситуацию для каждого из участников ансамбля, нежели исполнение сольно. Снижается уровень напряжения, вызванный опасениями допустить ошибку, забыть текст. Детям с хрупкой психикой игра в ансамбле открывает в некоторых случаях едва ли не единственный путь к концертно-исполнительской практике. Успехи в игре придают им силы, помогают справиться с разного рода «комплексами».
Теоретическая база опыта
Игра в ансамбле ориентирована на совместное творческое достижение художественного результата и важна в общеразвивающем, воспитательном, этическом аспектах.
Именно этот вопрос привел меня к изучению ансамбля как одной из эффективных форм обучения.
Для того чтобы процесс развития учеников сделать интенсивным, я использую репертуар, который опирается на принципы доступности и посильности, интереса, художественной и педагогической значимости, стилистического разнообразия. Содержание намеченных произведений должно быть доступно пониманию ребёнка.
При работе над ансамблевыми произведениями у учащихся развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и другую партию, а также звучание всей музыкальной ткани произведения; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиниться его воле; активизируется фантазия и творческое начало; повышается чувство ответственности за качественное исполнение своей партии.
Репертуар скрипичных ансамблей достаточно объёмен. Ученик имеет возможность ознакомиться с музыкальными примерами из симфоний, опер, балетов, изучить многообразие народной музыки. В настоящее время появилось много ансамблевых переложений музыки из кинофильмов, мультфильмов, джазовых произведений, которые вызывают большой интерес у ребят.
Занятия в ансамбле способствуют развитию всего комплекса профессиональных музыкально – исполнительских способностей. Развивается музыкальный слух: мелодический, гармонический, полифонический, динамический, тембровый; музыкальное мышление, музыкальная память, чувство ритма, творческое воображение.
Технология опыта.
В нашей школе существуют два ансамбля – старший и младший. В состав младшего ансамбля входят учащиеся 2-4 классов, в состав ансамбля старших классов – 5-7 классов. Одно из важнейших требований ансамблевой игры – учет индивидуальных особенностей и уровня технической подготовки каждого учащегося при комплектовании составов ансамблей. Некоторые ученики 5-го класса могут остаться в составе младшего ансамбля, а ученики 4-го класса – переходить в ансамбль скрипачей старших классов. Но это, конечно, происходит в редких случаях. Таким ученикам (особенно тем, которые остаются в младшем ансамбле) нужно объяснить такую ситуацию очень тактично, чтобы у ученика не пропало желание посещать уроки ансамбля.
Совместное исполнение в ансамбле требует одинакового понимания идейно-художественного замысла и стилистических особенностей произведения: единых – темпа, динамики, принципа выполнения штрихов, интонации.
Начинать работу в классе ансамбля скрипачей целесообразно с произведений классического репертуара. Для работы следует подбирать произведения различной трудности, соответствующие разному уровню подготовки учащихся.
В целях расширения кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомить учащихся с большим числом произведений, не доводя при этом их исполнение до того уровня, который требуется при выступлении.
По существующей традиции все участники ансамбля играют наизусть.
Участники ансамбля должны уметь определять роль и значение исполняемой партии. Инерция солировать, нередко присущая начинающему ансамблисту, замыкает его в пределах собственной партии и затрудняет охват произведения в целом. Процесс ансамблевого исполнения требует постоянной взаимной координации, которая тесно связана с основами совместного музицирования: ритмической устойчивостью и согласованностью, динамическим равновесием, единством фразировки.
На занятиях по ансамблю еще большее значение, чем в сольном исполнительстве, имеют также необходимые качества, как «личная» ритмическая дисциплина, умение правильно и точно читать и воспроизводить нотный текст.
Следует обращать внимание учащихся на необходимость точного выполнения указаний в тексте в отношениях темпа, нюансировки, штрихов, пауз и т.д. Большие трудности в ансамблевой работе часто связаны с отсутствием ритмической дисциплины, выражающейся прежде всего в колебаниях темпа. Отклонения от темпа обычно наблюдаются:
- при изменении динамики (так, f и crescendo вызывают ускорение, p и diminuendo – замедление);
- при смене построений с различным характером музыки (оживленные фрагменты нередко исполняются быстрее; напевные, лирические – медленнее);
- при переходе от одного ритмического рисунка к другому (смене более крупных длительностей мелкими, например, восьмых шестнадцатыми, часто сопутствует ускорение, наоборот же – мелких длительностей более крупными – замедление);
- при неточном выдерживании паузы или нот большой длительности (целые и половинные);
- при исполнении пунктирного ритма;
- при недостаточности исполнения залигованных нот, из которых вторая часто передерживается.
Трудными для исполнения являются фрагменты произведений, где выдержан одинаковый ритмический рисунок в обеих (или нескольких) партиях. Чтобы сохранить единое движение, здесь требуется особое взаимное внимание.
При различном ритмическом рисунке в целях большой ритмической устойчивости следует ориентироваться на партию с более мелкими длительностями. Это дает возможность сыграть их ровно, «не комкая». Кроме того, такая ориентировка сообщает определенную устойчивость и другой партии.
Очень важно развивать у участников ансамбля умение вместе и точно начать произведение. Вступление должен показывать один из исполнителей легким движением головы или туловища. Если произведение начинается с сильной доли, то жестом показывают затакт, если со слабой, - то отмечают сильную долю. Показ вступления обязательно должен быть в темпе исполняемого произведения. Умение ясно и четко показать вступление проявляется не сразу и требует соответствующей тренировки. Поначалу, перед показом вступления рекомендуется мысленно отсчитывать пустой такт. Показ вступления необходим не только в начале произведения, но также после пауз и в особенности после фермат.
При разновременном вступлении также возможны неточности. Учащиеся часто, не реагируют на уже установившийся темп, вступают в «своем», несколько ином темпе, поэтому необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время пауз не теряли единого движения.
Вопрос динамического равновесия является одним из важных в работе с ансамблем. С первых же уроков следует обращать внимание на согласование силы звучания с тем, чтобы достаточно ясно слышны были все партии.
Необходимо, чтобы каждый из участников ансамбля ясно представлял себе место и значение исполняемой им партии в данном конкретном эпизоде. В зависимости от роли и значения партии возникают и различные «планы» исполнения. Первый план – основной, ведущий материал; второй план – подчиненный, сопровождающий. Первый план должен быть ярким, рельефным, а второй – более мягким, сдержанным.
Однако нельзя примириться и с примитивным толкованием различных планов исполнения, т.к. каждый план может воплощать самые различные традиции. Следует также помнить о том, что звучание всех планов ансамбля взаимосвязано и требует равновесия и слитности.
Одним из обязательных условий ансамблевого исполнения является единство фразировки и штрихов. Но это условие не всегда выполняется начинающими ансамблистами: нередко один и тот же мотив или фраза исполняется партерами по-разному (например, штрих «стаккато» может выполняться одновременно остро и мягко, окончание лиг может быть различным и т.д.).
Единство фразировки должно сохраняться не только при параллельном проведении, но также и « на расстоянии», при поочередном проведении одного и того же материала.
В работе ансамбля необходимо тщательным образом согласовывать штрихи: у струнных инструментов движение смычка вверх или вниз, характер звукоизвлечения и т.д. Не менее важным является согласование штрихов между струнными инструментами и фортепиано.
Требования ритмической согласованности, динамического равновесия, единства фразировки должны служить надежным первичным критерием при оценке успехов начинающих ансамблистов, так как без этих основных и специфических моментов ансамблевого исполнительства немыслим полноценный ансамбль.
В целях достижения наиболее высоких результатов работы необходимо предусматривать время для самостоятельных занятий групп ансамбля.
Огромное значение в формировании звукообразных представлений начинающих скрипачей имеют унисоны, а в формировании комплекса важных профессиональных качеств - чувство ансамбля, единство штрихов, фразировки, артикуляции, точности ритма. Такие ансамбли необходимы самым маленьким скрипачам, начинающим. Унисоны очень полезны, т.к. готовят учащихся к исполнению партии в большом скрипичном ансамбле.
Методы работы с ансамблем всегда связаны с уровнем подготовки самих участников. В повседневной работе необходимо помнить о главных принципах:
- принцип постоянного сочетания индивидуальных и коллективных занятий.
- принцип взаимосвязи развития сольного и ансамблевого мастерства скрипача.
- принцип сохранения и развития индивидуальности исполнителя в коллективном музыкальном творчестве.
Все формы занятий (индивидуальные и коллективные) применяются системно.
Это значит, что нужно стремиться задействовать в работе с учащимися все виды индивидуальных, групповых, коллективных занятий.
Важное значение имеет репертуар. Изучение учащимися художественного исполнительского репертуара ведется на основе разнообразной скрипичной литературы, русской, отечественной, зарубежной, классической и современной, а так же обработки народной музыки. Музыкальные произведения должны обладать разнообразными по стилю, жанру, форме, обладать художественными достоинствами.
Результативность опыта.
Образовательным результатом моего педагогического опыта считаю:
1. Формирование положительной мотивации к предмету.
2. Увеличение доли детей с достаточно высоким уровнем владения инструментом.
3. Активная концертная и конкурсная деятельность.
Я пришла к выводу, что ансамблевое музицирование в классе скрипки – это не только одна из форм сотрудничества, которая приносит ни с чем несравнимую радость совместного творчества, но и такая форма деятельности, которая способствует реализации принципов эффективного развивающего обучения. На сегодняшний день ансамблевое музицирование заметно развивается. Ежегодно проводятся региональные, всероссийские и международные фестивали и конкурсы. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей, прививают вкус и интерес. Безусловно, игра в ансамбле мотивирует учащихся моего класса принимать участие в концертах струнного отделения и Отчетных концертах школы , а так же быть участниками муниципальных, зональных и всероссийских конкурсов.
Систематическая, планомерная, и целенаправленная работа по развитию творческой активности учащихся в этом направлении способствует повышению уровня музыкальности детей, а так же развивает высшие психические функции и способствует формированию активного, позитивного, тонко чувствующего и неравнодушного человека, готового к сотрудничеству и творческой деятельности.