Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Большеелховская детская школа искусств»

Адрес: 431503, Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Большая Елховка, ул. Фабричная 58
Телефон: 8 (834-41)-3-00-47
Эл. почта: prokin_vit@mail.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Большеелховская детская школа искусств»

431503, Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Большая Елховка, ул. Фабричная 58

Телефон

8 (834-41)-3-00-47

Эл. почта sch.iskuss.belhov@e-mordovia.ru

Педагогический опыт Бутусовой М.В.

20 февраля 2019 г.

Обобщение педагогического опыта

преподавателя по классу фортепиано Бутусовой М.В.

на тему «Развитие музыкального мышления в процессе приобретения двигательно-игровых навыков в младших классах фортепиано»

 

1. Условия возникновения и становления опыта. Обучение и воспитание детей в МБУ ДО «Большеелховская ДШИ» осуществляется в интересах личности, общества, государства и отвечает требованиям современного социума в необходимости сохранения культурных традиций и развития духовно-нравственных качеств учащегося. Учреждение обеспечивает охрану здоровья и создает благоприятные условия для разностороннего развития личности, формирования навыков творческой деятельности, освоения общекультурных ценностей.

Преподаватели Большеелховской ДШИ в своей профессионально-педагогической деятельности реализуют общеобразовательные, общеразвивающие программы в области искусства, что дает возможность развития творческого потенциала учащихся с учетом их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей, а также уровня музыкальных задатков и способностей.

2. Актуальность и перспективность опыта.  Современной тенденцией дополнительного образования выступает личностно-ориентированный подход к обучающемуся. Авторитарный метод преподавания постепенно остается в прошлом, так как основная задача музыкальной педагогики – увлечь, заинтересовать ребенка музыкой, побудить к исполнительскому искусству. Творческое самопроявление и самовыражение, общекультурное развитие детей посредством обучения игре на фортепиано (либо другом музыкальном инструменте) через мастерство педагога должно стать добровольным занятием и преобладать над прочими увлечениями.

3. Ведущая педагогическая идея – нравственно-эстетическое воспитание личности ребенка через понимание музыки и ее возможностей. Важно добиваться с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приёмом; ясного понимания и осознания музыкальной «речи», способствующего передачи художественного образа.

 

5. Технология опыта. Основная цель технического развития − обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. «Упражнения – простые, элементарные, рациональные, закрепленные традицией, и их обязательное дополнения – этюды: таковы необходимые этапы. Через эти этапы должен пройти пианист. Не последовав по указанному пути с самого начала, он должен будет обратиться к нему позднее, сожалея о потерянном времени» (М. Лонг). Каждый игровой прием должен быть обоснованным выражением музыкальной задачи. В работе над игровыми приемами пианистической техники требуются яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение пульса движения музыкальной ткани, слуховое развитие. Известно, что детское мышление образное и конкретное. Именно от способа подачи материала зависит, заинтересует ребенка данный вид работы или озадачит.

Приобретение двигательно-игровых навыков проходит в сочетании ритмического и слухового развития, чуть позже используется наглядный материал по элементарной теории музыки. Но все действия, будь то работа над положением корпуса и рук, пальчиковая гимнастика, выполнение музыкально-слуховых, ритмических задач, сопровождаются яркой характеристикой, образными ассоциациями. метким сравнением, метафорой.

Вот некоторые приемы и упражнения, применимые на начальном этапе обучения и в младших классах фортепиано:

− поднять руки вверх и опустить, чтобы почувствовать перемещение силы тяжести в кончики пальцев. Подобно чародею и волшебнику, концентрируем и направляем энергию в подушечки пальцев.

− «поздораваться» с подушечками пальчиков,: 2, 3, 4, 5 пальцы поочередно «кланяются» 1 пальцу.

− поиграть с учителем в «догонялки»: поставить на середину клавиатуры небольшую игрушку и, с разных сторон клавиатуры, не пропуская клавиш, бежать на подушечках пальцев (2-3, затем 3-4) в центр.

− двойные ноты (интервалы) отдельно каждой рукой и одновременно двумя руками, дыша кистью, глубоко погружаюсь в клавиатуру, с опорой на подушечки пальцев.

− «вибрато» подушечками пальцев (демонстрация на крышке рояля и предыдущем упр., возможны различные варианты)

− игра квинт. Важная роль 1 и 5 пальцев – это держать свод, ровность всех звуков и единовременность взятия аккорда. Еще одна немаловажная роль 5 пальца –  в правой руке он голосообразующий, а в левой составляет  бас (фундамент).

− хроматич. гамма в диапозоне (фа − си) с обычной аппликатурой (1-3-1-3-1) и аппликатурой, активизирующей слабые 4 и 5 пальцы: 5-4-5-4-5. (Подтекстовка: «Гусеничка ты моя, приползи скорей сюда!»)

− гамма в прямом движении счетом со счетом на «4»; а затем в расходящемся виде от звука с декламацией детских стихов (подходит А. Барто, С. Михалков, К. Чуковский), происходит «диалог» между левой и правой рукой. В зависимости от характера стихотворения и героя стиха, играем гамму в разных тональностях, постепенно прибавляя аккорда, арпеджио. Так, в «театральной форме» закладываются основы тонально-гармонического мыщления.

         Эти и много других упражнений применяются, варьируются на разных этапах начального обучения в зависимости от индивидуальных способностей учащегося. А эффективное средство – слово учителя, способствующее развитию слухового воображения в процессе приобретения двигательно-игровых навыков.

Нарабатывание технических приемов исполнения, взятых непосредственно из нотного материала музыкального произведения, желательно не отрывать от построения мелодической линии. «Естественная фразировка помогает преодолению трудностей, тогда как дурная (или полное отсутствие интонирования) влечёт за собой неточные движения; искажение декламационного рисунка мелодии приводит к техническим помехам» (М. Лонг).

Воспитывать тонально-гармонического мышление в процессе изучения пьесы путем сравнения звучания в другой тональности.

При подборе «технического» репертуара должны учитываться индивидуальные особенности исполнителя; важно не допустить пробелов или односторонности в развитии пианиста; он должен постепенно и целенаправленно, шаг за шагом, овладевать разнообразными видами фортепианных фактур.

         Итог: Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально- звукового представления с игровым приёмом, следует в той или иной степени развивать следующие принципы:

1. Гибкость и пластичность аппарата.

2.Связь и взаимосвязь всех его участков при ведущих и активных пальцах.

3. Целесообразность и экономия движений.

4. Управляемость техническим процессом

5. Звуковой результат (как необходимый итог).

 

«Десять пальцев пианиста – это уникальный оркестр, где исполнителей не выбирают, их нельзя выгнать, уволить, их можно только воспитывать».

6.  Анализ результативности. Учащиеся Бутусовой М. В. принимают участие в отчетных концертах, предметных олимпиадах ДШИ, зональных, республиканских, всероссийских фестивалях и конкурсах. На сегодняшний день одним из самых высоких результатов педагогической деятельности является IV место (дипломант) на IX Всероссийской олимпиады искусств «Гран-при По-волжья» (12.05.2018) и IV место на II международном фестивале искусств (11.03.2018), победитель I степени Всероссийского интернет-конкурса «Арт-крыло» (10.03.2017) учащейся 5 класса Шароновой Евгении, также Шаронова Евгения в составе смешанного ансамбля стала дипломантом I степени зонального тура III республиканского конкурса ансамблевого исполнительства «Вастома» (19.02.2019).

7. Адресные рекомендации по использованию опыта. Данный опыт адресован преподавателям ДМШ и ДШИ, детских музыкальных студий, музыкальным руководителям дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, руководителям школьных методических и творческих объединений.